История Суздаля

 

История города Суздаль

Суздаль — это уникальный город. Один из красивейших древнерусских городов, он является единственным в России городом-музеем: на территории города сосредоточено более 300 памятников, ставших культурным достоянием не только России, но и мировой культуры. Ведь Суздаль, как туристический центр, не только включен в "Золотое кольцо России", его белокаменные памятники, включая Кидекшу, внесены в список мирового наследия ЮНЕСКО.

История Суздаля весьма интересна. Она включает в себя взлеты и падения подобно историям развития древних цивилизаций. Она пестрит множеством интереснейших фактов и наполнена значимыми событиями, как для самого города, так и страны в целом.Суздаль  возник на месте древнейших земледельческих и торгово-ремесленных поселений, которые, есть все основания так полагать, появились здесь не позднее IX века. Раскопоки в окрестностях Суздаля, позволяют сделать вывод, что древние поселения не было захолустными. Они имели разветвленные торговые связи с далекими государствами Севера и Средней Азии. В курганах были найдены древние монеты, чеканенные в Самарканде, Бухаре, Германии.

Как любой древний город Суздаль имеет и свою легенду об основании. Эта легенда записана летописцем ХVIII века Ананием Федоровым и повествует о том, что после всемирного потопа и смешения языков, появились на свет три брата из племени Иафетова: Сан, Авесархан и премудрый Асан. Прийдя на землю русскую, первые два построили много городов близ Варяжского моря, в том числе и Великий Новгород, а третий брат Асан отправился в дикие леса и топи, где основал город, по своему суждению Суждаль. Разбирая происхождение этого слова, некоторые ученые полагают, что князья здесь народ судили, отчего и произошло название Суждаль, по мнению других имя Суздаля указывает на финское происхождение первоначального его населения.О точной дате основания Суздаля достоверных сведений мы не имеем.

Однако первое упоминание о Суздале относится к 1024 году. В начале XI века Суздаль и его окрестности входили в состав Киевского государства. В 1024 году, согласно летописи Нестора,  в краях начались волнения смердов, сопровождавшиеся избиением волхвов недовольным людом, видевшего причины своих бед в бездействии колдунов. Восстановил порядок прибывший из Новгорода Ярослав Мудрый.  Интересна летопись и тем, что в ней есть строки, свидетельствующие о возникновении в этих краях христианской религии. Ведь это событие сыграло важную роль в дальнейшем развитии города Суздаль как духовного центра. О том же свидетельствует настенная надпись у мощей святителя Федора, сделанная в 1635 году: «В лето 990 первый и великий князь Владимир просвети Суждальскую землю святым крещением паству вручи епископу Феодору».


В последующие годы Суздаль стал вотчиной Владимира Мономаха. Киевский князь Владимир Мономах уделял большое внимание усилению и укреплению города. И постепенно Суздаль приобрел роль стольного города Ростово-Суздальского княжества.

Как и для всех средневековых городов, началом строительства Суздаля стало сооружение на реке Каменка крепости, иначе говоря - Кремля. История Суздаля повествует, что для этого выбралось защищенное с 3 сторон естественными преградами место, а для большей защищенности были насыпаны земляные валы, которые сохранились и по сей день. Здесь же, по приказу Владимира Мономаха построили Успенский собор. Так же в XI веке недалеко от Суздальского Кремля был возведен первый монастырь – в честь Дмитрия Солунского.

Чуть восточнее Кремля, как гласит история Суздаля, расположился посад. В русских княжествах X—XVI веков посадом называли торгово-ремесленное поселение вне городских стен, где жили торговцы и ремесленники. Посад оградили валами, а вокруг него постепенно выстраивались слободы. Если верить истории Суздаля, то изначальная планировка города сохранилась и по сей день.

В конце ХI века над Суздалем разразилось неожиданное бедствие во время междоусобной борьбы Олега Чернигского с детьми Владимира Мономаха Изъяславом и Мстиславом. Олег в 1096 году овладел Суздалем, но за павшего в битве под Муромом брата Изъяслава вступился Мстислав и предложил Олегу немедленно оставить Суздаль, что тот и исполнил, приказав сжечь город. В довершение в 1107 году полчища болгар разграбили его окрестности, а суздальцы отсиделись в укрепленном городе.

Мономах еще при жизни отдал Суздальскую область своему сыну Юрию, прозванного Долгоруким (1125–1157 г.г.). Первый князь Ростово-Суздальской земли Юрий Долгорукий, жил больше в Суздали, чем в Ростове. Юрий весьма много сделал для этого края. Новгородский летописец свидетельствует, что при нем появилось много храмов, и Суздаль стал центром религиозной образованности и столичным городом.

Во время Юрия княжество становится обширным. Границы его простираются до Белого озера на севере, до Волги-на востоке, до Муромской земли-на юге и до Смоленщины - на западе. Политическое значение Суздаля в эти годы сильно возрастает.

С приходом к власти сына Юрия - князя Андрея - Суздаль начинает утрачивать свое первенство, уступает его новой столице Владимиру и входит в состав Владимиро-Суздальского княжества. С XIII в. становится столицей Суздальского княжества.

Нашествие монголов естественно не миновало и Суздаля. Подступив к Владимиру, Батый направил часть своего войска к Суздалю. Зимой 1238 года татары взяли Суздаль, сожгли его, а население большей частью увели в плен. В битве при реке Сити пал великий князь Юрий, немногие из жителей спаслись в Ризоположенском монастыре, уцелевшем после всеобщего разрушения.

После татарского нашествия между московскими, тверскими и суздальскими князьями за Суздальское княжество велась борьба.  Зависимость от московских князей тяготила Суздаль, что побуждало местных князей вести борьбу за  самостоятельность. В этом отношении выдающейся личностью был князь Константин Васильевич, который перенес свою столицу в Нижний Новгород, подальше от Москвы.  К началу XIV века снова начинается подъем города – возникло Суздальско-Нижегородское княжество, где даже чеканили свою монету. В те годы история Суздаля переживала расцвет, сам Суздаль еще оставался богатым, многолюдным городом, а жители его, по выражению летописи, славились «досужеством в художестве и промыслах». 

Борьба между князьями закончилась победой сильнейшего московского князя.  В 1392 году Суздаль вошел в Московское великое княжество. А великий великокняжеский престол был  перенесен в Москву. Так началось падение Суздаля.

Став рядовым городом Московского государства и находясь вне оживленных торговых путей того времени, Суздаль в ХV-ХVII веках не приобрел выдающегося положения и в торгово-промышленном отношении. История Суздаля в ХV веке темна; но уже к концу этого столетия мы видим Суздаль в числе так называемых «замосковных» городов. В половине ХVI века Суздаль уже взят Иваном грозным в опричнину, а пятнадцать лет спустя в Суздале на посаде насчитывалось всего 414 дворов.

В Смутное время город дважды был разграблен польскими войсками, в 1634 г. - крымскими татарами, а в довершение в 1654-1655 гг. город переживает опустошительный пожар и эпидемию. После Смуты и последующих войн, когда город был практически весь разграблен, в истории Суздаля наступило относительное затишье.В 1796 году Суздаль был объявлен уездным городом вновь учрежденной Владимирской губернии, а в 1798 году епископская кафедра была перенесена из Суздаля во Владимир. С этого времени Суздаль окончательно «захудал», общественная жизнь в нем заглохла, торговля и промышленность ослабла, а вместе с тем упало и его материальное благо состояние. Железная дорога, построенная в середине XIX в., обошла Суздаль стороной, за счет чего в городе не получила развития промышленность. Зато это способствовало сохранению его исторического облика.

В наши дни Суздаль —  районный центр Владимирской области. Это  живописный туристический центр, бесконечно привлекательный для путешественников и туристов. Среди звезд мирового туризма Суздаль  занимает одно из самых видных мест. Поистине это жемчужина с уникальными памятниками русской культуры и замечательными сооружениями туристской индустрии XXI века. Тщательно сохраняемые памятники старины, их гармония с окружающей средой составляют уникальную картину, имя которой – Суздаль.
Суздальский историко-художественный музей основан в 1922 г. С 1958 г. он является филиалом Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Ныне в состав музея входят памятники культовой архитектуры на территории Суздальского кремля, Спасо-Евфимиева и Покровского монастырей, около 20 приходских храмов, Суздальский музей деревянного зодчества и народного быта. В Суздале охраняются государством 250 памятников градостроительства и архитектуры, а также еще 6 памятников истории.
В 1967 г. принято постановление Совета Министров СССР о строительстве в Суздале туристического центра; часть учреждений туризма размещается в приспособленных старинных зданиях. Сохранены многочисленные памятники архитектуры и планировка, сложившаяся к XVIII в. (регулярный план застройки утвержден в 1788 г., осуществлен частично).
За сохранение культурного наследия и развитие туризма Суздаль был отмечен орденом «Знак Почета» в 1974 году, а в 1982 году международная организация ФИЖЕТ вручила городу Суздаль свой приз – «Золотое яблоко». В 1992 году главные архитектурные ансамбли города – Кремль, Покровский и Спасо-Евфимиев монастыри, а также церковь Бориса и Глеба в Кидекше (точная формулировка: Белокаменные памятники Владимира и Суздаля) внесены в Список Всемирного Наследия ЮНЕСКО.

Современный Суздаль развивается как крупный центр туризма, включен в "Золотое кольцо России".

Всегда Ваш "Суздаль"

Суздаль